АКТИОН
АКТИОН

«Хватит сеять панику!»: как наша психика справляется с коронавирусом

«Хватит сеять панику!»: как наша психика справляется с коронавирусом

Психология и развитие165

Почему в экстренных ситуациях люди ведут себя так странно? Кто-то паникует: скупает гречку, туалетную бумагу, без конца пишет тревожные посты в Интернете и т.д. А кто-то ведет себя отстраненно, как будто ничего не происходит. Первые ругают вторых за безответственность, вторые — первых за нагнетание обстановки. На самом деле, в обоих случаях срабатывают защитные механизмы психики, которые помогают нам справляться с неугодными чувствами. Покажем, как это работает в сегодняшней ситуации с коронавирусом.

Понятие «защитные механизмы психики» впервые ввел Зигмунд Фрейд в 1894 году в своей работе «Защитные нейропсихозы». Он обратил внимание, что наше сознание предпринимает некоторые действия, чтобы снизить тревогу и напряжение. Когда психика не может с ними справиться, она прибегает к своеобразному самообману. Сознание защищает человека от угрозы, искажая эту самую угрозу. Расскажем о 10 защитных механизмах, которые выделил Фрейд.


Защита 1. Вытеснение (или подавление)

Проще говоря, это «забывание» тяжелой ситуации. Нежелательные, вызывающие напряжение мысли и чувства переходят из сознания в бессознательное. Тут надо иметь в виду, что всё, что мы вытеснили, будет стремиться вернуться обратно. Мы будем видеть это в снах, тело может реагировать различными психосоматическими заболеваниями, неврозами и т.п. На сопротивление возврату человек будет тратить много энергии (не осознавая это). Вытеснение — базовый, первичный защитный механизм, на который настраиваются все остальные, поэтому о нем важно знать.

Защита 2. Отрицание реальности (игнорирование)

Иначе это можно назвать «бегством от реальности». Человек не принимает (не подпускает близко) те события, которые его сильно беспокоят. Это как раз вариант поведения, когда человек делает вид, что ситуация с пандемией его не волнует: «Это всё ерунда, никакой пандемии нет, этот вирус не страшнее обычного гриппа». Такая защита отвлекает человека от болезненных чувств, но не вытесняет их полностью из сознания как при вытеснении.

Защита 3. Рационализация (интеллектуализация)

Человек находит приемлемые причины и объяснения для неприемлемых мыслей и действий. Иначе говоря, находит оправдания своим поступкам, а истинные мотивы блокирует. Обычно изобретаются какие-либо объяснения для своих провалов или неудач, которые в действительности основаны на других причинах. В любом случае действие осознается, а лежащий в его основе мотив — нет. Интеллектуализация — защита более высокого уровня. Человек начинается подробно изучать все научные данные, связанные с проблемой, и может даже в будущем стать экспертом в этой области (например, в ходе пандемии начал изучать вирусологию и в итоге выучился на врача).

Защита 4. Реактивные образования (формирование реакции, противоположная реакция)

Подмена своих реальных чувств или действий диаметрально противоположными. Другими словами, человек свои внутренние импульсы (которые не всегда осознаются) трансформирует в осознаваемые противоположные. В повседневной жизни это чаще преувеличенная любовь, например бессознательная неприязнь к ребенку может выражаться в нарочитом внимании к нему. Или вам не нравится коллега по работе, и вы почему-то начинаете подчеркнуто, где-то даже чересчур доброжелательно с ним общаться.

Защита 5. Проекция

Человек приписывает окружающим свои качества, которые для него неприемлемы, то есть собственные недостатки он перемещает на внешнее окружение. Мы не видим в себе того, что кажется ярким и очевидным в других. Не зря говорят: «Послушай, как человек ругает других, это он говорит о себе». Или вот поговорка: «В чужом глазу соломинку увидит, в своем — бревна не заметит». В сегодняшней ситуации это примеры, когда человек уж слишком рьяно и эмоционально набрасывается, допустим, на паникеров: «Хватит паниковать! Сколько можно??? Я истерю и паникую? Нет! Это всё вы!»

Защита 6. Идентификация (компенсация)

Человек пытается найти подходящую замену или компенсацию собственного недостатка, присвоив себе свойства, достоинства, ценности или приемы поведения другого человека. Иными словами, человек вбирает в себя качества другого человека, следуя им и представляя другим как свои собственные. В ситуациях, подобно сегодняшней, некоторые люди присваивают себе знания врача или вирусолога и общаются с аудиторией с этой позиции. Мы не берем сейчас случаи мошенничества, когда люди называют себя врачами, не имея соответствующего образования. В приведенном примере речь идет о тех, кто якобы со знанием дела раздает советы, рекомендации, как лечиться, что принимать и т.д., как будто они являются специалистами в этой области.

Защита 7. Изоляция

Человек воспринимает неприятности так, как будто они происходят не с ним: само событие остается, а сопровождающая его эмоция утрачена. Изоляция ярко проявляется у детей: взяв в руки игрушку, ребенок «позволяет ей» говорить и делать все, что запрещают ему самому родители. У взрослых это проявляется в попытке эмоционально устраниться от психологической боли: человек становится «бесчувственным» и все выполняет как робот: «Ну вирус, подумаешь, все-равно мы все умрем».

Защита 8. Регрессия

Переход на более ранние, детские ступени развития, когда человек чувствовал себя более безопасно. Проявляется при сильном эмоциональном прессинге. Например, студент в напряженной ситуации экзамена «забывает» хорошо знакомый материал. По мнению Фрейда, алкоголизм и курение — это признаки регрессии на более раннюю», оральную стадию психосексуального развития (или задержка, фиксация на ней). В ситуации с пандемией регрессия — это перекладывание ответственности за свою жизнь и здоровье на более «взрослую» фигуру, например, пожилых родителей, которые находятся в зоне риска и требуют ответственного внимания взрослых детей.

Защиты 9. Сублимация

Частичное, косвенное удовлетворение неприемлемого для человека желания каким-либо нравственно допустимым способом. Сублимацию иногда называют механизмом «успешной личностной защиты», так как она подобно отводным каналам нейтрализует страх, тревогу и т.п. нежелательные для человека эмоции, перенаправляя их в социально-полезное русло. В ситуации с пандемией, например, люди начинаются активно работать, творить, занимаются волонтерством, благотворительностью и т.п.

Защиты 10. Смещение

По сути, это перенаправление. Свой инстинктивный импульс человек переадресовывает с более грозного объекта на менее грозный. Например, человек получил нагоняй от начальника, пришел домой и сорвал раздражение на членах семьи. Или наказанный родителями ребенок выместил свои чувства, толкая свою младшую сестру или ломая ее игрушку. Действие этой защиты в сегодняшней ситуации может быть таким: человек боится заразиться и вымещает свой страх и раздражение, ругая тех, кто, например, скупает много туалетной бумаги или гречки. Реже объектом смещения может быть сам человек: враждебность против других он переадресовывает на самого себя.


В дополнение к этой статье предлагаем вам прочитать обзор книги нейробиолога и психиатра Давида Серван-Шрейбера «Антистресс. Как победить стресс, тревогу и депрессию без лекарств и психоанализа». Кроме того, подключайтесь к онлайн-курсу нашей Международной Академии развития «Стрессоустойчивость: современные методики борьбы со стрессом».

Комментарии

Оставить комментарий

Данный материал курса доступен только слушателям этого курса.
Мы будем рады видеть Вас в числе слушателей!

×
Вам подарок!

Уже уходите?

Примите наш подарок – обзор книги «Антистресс. Как победить стресс, тревогу и депрессию без лекарств и психоанализа» Давид Серван-Шрейбер

×